Доступная среда
Федеральный закон от 26.07.2019 № 232-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- о специально оборудованных учебных кабинетах: специально оборудованных кабинетов нет, а в кабинетах 3.8 (русского языка и литературы) и 2.5 (математики) созданы условия для обучения одного ребенка-инвалида (специальная мебель - столы и стулья "Осанка" с книгодержателями);
- об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - нет; пользуются объектами для проведения практических занятий совместно с остальными обучающимися;
- о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - нет; пользование библиотекой осуществляется в общем режиме;
- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - нет; используются объекты спорта в полном объеме;
- о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - нет; используются имеющиеся для всех обучающихся средства обучения и воспитания;
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации - пандус металлический раздвижной;
- о специальных условиях питания - нет; пользуются столовой с учетом наличия в ней распашных дверей и свободного доступа к обеденным столам;
- о специальных условиях охраны здоровья - нет; охрану осуществляет медицинский работник Узловской районной больницы;
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: официальный сайт МБОУ СОШ № 1 имеет версию для слабовидящих пользователей, все ЭОРы могут быть увеличены с помощью компьютерных средств обучения;
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования - нет;
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат, о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - школа не имеет общежития и интерната.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В качестве основной цели в области реализации права на образование инвалидов и детей с ОВЗ в МБОУ СОШ №1 рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.Задачи:
- обеспечение условий для реализации прав инвалидов и детей с ОВЗ на получение бесплатного образования;
- организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии и детьми-инвалидами;
- сохранение и укрепление здоровья инвалидов и детей с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
- создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей инвалидов и детей с ОВЗ;
- совершенствование системы кадрового обеспечения.
1. Обеспечение доступа в здание школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Центральный вход пандусом не оборудован, звонком оборудован. Имеется пандус металлический раздвижной. Конструктивные особенности здания школы не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ОВЗ. Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в школе отсутствуют. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание школы будет предоставлено сопровождающее лицо. |
2. Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Обучающиеся с ОВЗ будут учиться по адаптированным образовательным программам. Адаптированная образовательная программа разрабатывается с учетом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Все учащиеся школы обеспечиваются бесплатными учебниками.
Формы работы:
· Вовлечение инвалидов и детей с ОВЗ во внеурочную деятельность.
При наличии медицинских показаний и заключения медицинской организации для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ может быть организовано индивидуальное обучение на дому. Педагоги будут проходить курсы повышения квалификации по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ. |
3.Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
В школе организованно двухразовое горячее питание (для 1-5 классов и учащихся 6-11 классов из многодетных семей горячий завтрак бесплатно, остальные учащиеся 6-11 классов – за счет родительских средств, обед для 1-11 классов - за счет родительских средств). Обучающиеся 1-5 классов получают бесплатно кисломолочные продукты 1-2 раза в неделю. Создание отдельного меню для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. Столовая расположена на 1 этаже. Учителя организованно сопровождают обучающихся в столовую. Ширина дверного прохода обеспечивает въезд кресла-коляски совместно с обучающимся. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды. |
4. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Здание школы оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.3648–20. На основании заключенного договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет медсестра. В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и детей-инвалидов. |
5. Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям |
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ СОШ №1 и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы, на котором существует версия для слабовидящих. В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. Информационная база школы оснащена: - электронной почтой;- локальной сетью; - выходом в Интернет (провайдер «Росинтел»). Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть Интернет в школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт. |
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры